![]() |
|
МЕНЮИнтересноНаши партнеры
Аналитика
|
Главная | Экономика | Рейдерство нового срока
Борьба за передел политических институтов будет не менее острой, чем за собственность.
![]() Группа сенаторов и глава комитета по конституционному законодательству единоросс Владимир Плигин внесли в Госдуму законопроект с поправками к действующим законам, расширяющий полномочия создающегося в составе Генпрокуратуры Следственного комитета. В частности, парламентарии предлагают изменить положение закона «О статусе депутата Госдумы и статусе члена СФ», касающееся парламентской неприкосновенности. Сейчас лишь генпрокурор вправе вносить в парламент представление о снятии неприкосновенности с думцев или сенаторов. Авторы законопроекта хотят наделить таким же правом и главу следственного комитета. А судьбу кандидатов в депутаты или в президенты, подозреваемых в совершении уголовных преступлений, вообще предлагают оставить исключительно в ведении главы следственного комитета (напомним, он будет еще и заместителем генпрокурора), лишив самого генпрокурора права возбуждать уголовные дела и выдавать санкции на заключение под стражу для соискателей депутатских мандатов или поста президента, зафиксированного в действующем избирательном законодательстве. Знаковым для роли генпрокуратуры в пору построения путинской «вертикали власти», несомненно, стало дело «ЮКОСа». Причем даже не с точки зрения фигурантов и масштабов обвинений, а с точки зрения ролевой функции прокуратуры. Новым хозяевам страны необходимо было нарастить бизнес-активы, конвертировав власть в собственность. Именно такой конвертации и служила Генпрокуратура, а также Росприродназдор и прочие ведомства, имеющие полномочия разорять компании или отбирать лицензии на разработку месторождений. Но теперь основные активы между крупнейшими финансово-политическими группировками, активно представленными в Кремле и находящимися под защитой президента Путина, поделены. А сам гарант неприкосновенности активов хотя бы на время при действующей Конституции вынужден будет уйти со своего поста и автоматически лишиться этой роли. Теперь кремлевским группировкам принципиально важно сохранить политические активы, а приумножить их можно только за счет конкурентов по теневой «властной вертикали». Одним из самых реальных способов легитимации не слишком чистых активов и теневой власти становится легализация политического статуса игроков – их присутствие в Думе, в Совете федерации, в правительстве, в администрации будущего президента. Соответственно, едва ли не самым эффективным способом борьбы с конкурентами станет недопущение их в легальную политику. Здесь контроль над следственным комитетом, который начнет работать 1 сентября 2007 года и станет ключевой частью генпрокуратуры, очень даже пригодится. Уже сейчас членство в «Единой России» или «Справедливой России», а также должности сенатора, губернатора или мэра, не являются индульгенцией от уголовного преследования. При обострении борьбы между провластными группировками в момент смены верховной власти в стране придать прокуратуре роль органа политического надзора, с точки зрения интересов нынешних бизнес-элит, вполне логично. С одной стороны, это позволит не допустить до участия в президентских выборах, например, объединенного кандидата от оппозиции, если таковой все-таки появится. С другой – даст возможность мешать конкурентам из других группировок усиливать свои позиции за счет регионов. Разумеется, экономические статьи Уголовного кодекса из обихода политической борьбы никуда не исчезнут. И процесс перераспределения активов или сырьевых ресурсов между «победителями» все равно продолжится. Но «политические статьи» дают возможность бороться и с внесистемной оппозицией (теми, кто не входит в кремлевский политический пул), и одним частям системы с другими. Экономическое рейдерство от имени государства с помощью той же прокуратуры стало одним из ключевых элементов путинской эпохи. Теперь, похоже, мы вступаем в эпоху политического рейдерства, когда владельцы сомнительных активов и непрочного положения во власти будут пытаться выйти из тени посредством легальных политических институтов. И не давать сделать то же самое конкурентам. Так что Следственный комитет еще сыграет роль в политической истории России, даже независимо от того, какие именно кремлевские группировки стоят за его созданием и какой смысл вкладывают в работу этого органа. Газета.Ru |
ПогодаВалюта и акции
ПоискАвторская колонка
Обратите внимание |
Главная | Реклама | Обратная связь | Карта сайта | Добавить в Избранное | На заметку потребителям |
![]() |
© 2007-2012, Сайт Интернет-газеты ФАКТ.ru: свежие новости дня, политики и бизнеса | Дизайн сайта: Rikhter.com |